zoofirma.ru

 Особенности здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного.

 Притча Ферьера. (швейцарский педагог) «И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится осознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может остаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить, а ему приказали молчать.

 

Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом виде. … И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились. И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол».

    О массовом, практически всеобщем нездоровье наших детей сегодня пишется и говорится много. О том, что здоровье детей, а в итоге и народа, год от года ухудшалось на протяжении второй половины ХХ-го столетия, давно бьют в набат видные специалисты. Более того, было установлено, что главным разрушителем здоровья каждого нового поколения оказалась школа. Этот факт признавали и признают практически все министры здравоохранения и образования. 60-е – 70-е годы. Один из наиболее авторитетных ученых в области школьной гигиены академик Г.Н. Сердюковская: «На усталость жаловались 80% шестилеток… у некоторых замедлился рост. Это привело к тому, что у каждого 4-го ребенка врачи отмечали изменения в сердечно-сосудистой системе» 80-е годы. Министр здравоохранения академик Е.И. Чазов: «За голову хочется схватиться – до чего мы довели детей в школе! К восьмому классу болезни органов зрения выявляются в 5 раз чаще, желудочно-кишечные – в 4 раза, а мочеполовые – в 2 раза. Помилуйте, но ведь эти болезни – чиновничьи! Да-да, болезни людей, ведущих сидячий образ жизни. А дети – то причем?» 90-е годы. Министр образования Е.В. Ткаченко: «И тут я впервые узнал, что контрольная работа для 7–8 летних малышей связана с таким же объемом стрессорных нагрузок, какие испытывает космонавт при взлете… За время обучения в школе в 4–5 раз ухудшается здоровье детей. Ясно, что физзарядкой положения не изменить. Опыт показал, что особое внимание нужно проявлять к начальным классам, ибо именно там быстрее всего теряют здоровье, зарабатывают первые психические заболевания. Значит там не та педагогика». Есть ли выход из этой ситуации? А выход есть. В основе здоровьесберегающей технологии Базарного лежит комплексное воздействие на учащихся через снятие утомления, повышение двигательной активности, раскрепощённость суждений, использование хорового пения – что позволяет сохранить и укрепить здоровье учащихся. используемая в начальной школе технология Владимира Филипповича Базарного предусматривает следующие методики. Режим динамической смены поз. Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут. Не усади! – заповедь Базарного. Телесная стойка – это стойка психическая, стойка волевая. Достигается это за счет специально сконструированных конторок, высота которых подбирается в соответствии с ростом школьника до оптимального уровня, чтобы ученик ни в коей мере не наклонялся при письме. А понятие стойкость? Образ счастливого, свободного человека – человека разогнувшегося, несгибаемого, волевого. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше. Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся. Режим « динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Традиционный подход в Российской школе к обучению детей письму приводит к наклону головы, что в свою очередь обусловливает тоническую дисгармонию мышц спины, психомоторных ощущений и функций, ведет к v быстрому и постоянному утомлению зрительных органов, непроизвольному S-образному искривлению позвоночника, утомлению мышц спины и наклону туловища, а в итоге - к сколиозу, лордозу, близорукости и внешне не выраженному психомоторному косоглазию. Этому также способствует горизонтальная столешница современных «парт». При наклоне туловища сдавливаются легкие и сердце, затрудняется их работа и нарушается обеспечение кислородом всех органов организма человека и в первую очередь мозга. Вследствие этого быстро наступает утомление, понижается общая и интеллектуальная работоспособность.

 

  Упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию.

Никакой преграды глазу! Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса. Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

 

Методика сенсорно-координаторных тренажей

С помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов, и её особенности: все упражнения выполняются в позе свободного стояния, каждое базируется на зрительно-поисковых стимулах: дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем; продолжительность 1,5-2 минуты.

 

 Детское хоровое пение

 Хоровое пение основанное на народных песнях и классической музыке является обязательным и важнейшим учебным предметом Базарного. Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Музыка лечит не только его душу, но и тело.. Хорошо известно, что хоровое пение - это верный показатель духовного здоровья нации. Пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания у детей - необходимым условием физического и психического здоровья человека.

 

Принцип природосообразности

Формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения их целесообразности и могут быть разными в классах мальчиков и девочек.

 

Гендерный подход в обучении

- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

- Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж конечно не так, как мы взрослые.

- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится свой собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

- Старайтесь. давая задания мальчикам в школе, и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже, наделав ошибок.

- С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постоянно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, подталкивать к поиску

- Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

- Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять и сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайне мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше.

- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

- Если вам надо отругать девочку, не спешите высказать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слышать и слушать.

- Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений. - Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с ассиметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.

 

Стратегия построения образовательного и воспитательного процесса.

Чередование физической и умственной нагрузки на уроках, активные динамические паузы. Подвижные перемены. Кружок «Рукоделия», «Домоводство», «Аэробика», «Нетрадиционное рисование», «Художественное слово» для девочек. Кружок «Стрельба», «Дзюдо», «Шахматы» для мальчиков. Спортивные секции. Организация совместных праздников, мероприятий классных часов, экскурсий. Совместные уроки музыки, рисования, хореографии. Здоровьесъберегательные технологии по системе доктора медицинских наук В.Ф. Базарного я использую в своей работе уже третий год. В кабинете имеются конторки, дети во время уроков стоят на ковриках для профилактики плоскостопия. В течение учебного процесса дети находятся в постоянном движении. В результате ребята стали активными участниками всех мероприятий. Ученики растут весь учебный год, у них не ухудшилась осанка, ребята посещают различные кружки, спортивные секции. Мальчики и девочки очень дружны. Спасем мальчиков, сбережем мужчин – будет у нас народ. Оградим девочек от растлевающего влияния, дадим им идеалы добра, красоты, целомудрия – будет у нас крепкая семья. И родовое древо России, Родины нашей любимой, будет еще долго и счастливо шуметь над миром.

Памятка «Родителям о детях»

Детей учит то, что их окружает. 

Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать. 

Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким. 

Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым. 

Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать. 

Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить. 

Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться. 

Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым. 

Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе. 

Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости. 

Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться. 

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить